Not seeing a Scroll to Top Button? Go to our FAQ page for more info.
 

Электронны рэсурс «Агонь душы Ніны Мацяш»

Электронны рэсурс «Шчыраверная слову. Галіна Малажай»

Электронны рэсурс «Уладзімір Калеснік — чалавек Адраджэння»

Виртуальный музей «Ян Чачот — прадвеснік беларускага Адраджэння»

Электронный ресурс «Узняцца да лёсу чалавечага: да 75-годдзя з дня нараджэння Валянцiны Локун (1946–2016)»


29.Апр.2024

#1регионТранспорт

Города возникали по-разному: как поселение вокруг резиденции князя или замка феодала; на перекрёстках торговых путей, куда стекались люди и товары, встречались купцы и крестьяне. Далее в процессы урбанизации вмешался созданный человеком искусственный мир техники. В конце XVIII в. одним из результатов технического переворота в Европе стало бурное развитие транспорта, прежде всего — железнодорожного. В 1830 году в Великобритании открылась первая железная дорога в мире — Ливерпуль–Манчестер. Весной 1838 года началось регулярное движение по первой в Российской империи железной дороге Санкт-Петербург–Старое Село.

 

После отмены в 1861 году крепостного права начался бум железнодорожного строительства. Через Гродно в 1862 году прошла трасса «железки» Петербург–Варшава. В 1886–1868 годах Витебск и Полоцк стали станциями Рига–Орловской железной дороги. В 1871 году с востока на запад Беларусь пересекла железная дорога Москва–Брест. Среди её 82 станций, полустанков и платформ была и станция Жабинка.

 

То, что железная дорога Москва–Брест прошла именно через Жабинку, а если быть более точным, через местность, где и была построена железнодорожная станция Жабинка, иначе чем счастливым стечением обстоятельств не назовёшь. Направление на запад от Москвы как самый короткий путь в Центральную Европу считалось приоритетным среди всех проектов железнодорожного строительства. Летом 1868 года для предварительного исследования местности по указу императора Александра ІІ сюда командирован инженер Дембиц. В 1870 году «Виленский вестник» сообщал: «С проведением дороги должно начаться быстрое развитие края и в культурном и в экономическом отношении. Вообще, состояние путей сообщения выражает степень развития и цивилизации всякой страны».

 

Строило Московско-Брестскую железную дорогу частное акционерное общество. Общие затраты на строительство 1034 вёрст составили 126798,4 тыс. рублей. Регулярное движение по линии от Смоленска до Бреста началось 16 ноября 1871 года.

 

Краевед П. Филипук делится ценной краеведческой информацией об этом периоде истории Жабинки в районной газете за 29 апреля 1971 года.

 

Філіпук, П. Так будавалася наша чыгунка // Сельская праўда. – Жабінка. – 1971. – 29 красавіка (№ 51). – С. 4.